20.08.2023 19:55

Как адаптировать ребенка к школе после летних каникул

Летние каникулы – это отличное время, когда дети отдыхают от школьных нагрузок и набираются сил перед новым учебным годом. Но чем ближе становится 1 сентября, тем больше переживают родители о том, как их ребенок приспособится к учебе. Поговорим о том, как помочь ему адаптироваться к школьным будням.

 

Почему ребенку сложно привыкнуть к учебе

Многие дети испытывают проблемы с адаптацией к учебе после летних каникул. Во многом это связано с тем, что их будни во время отдыха сильно отличаются от более напряженных школьных дней. Так у неготовности ребенка приступить к занятиям может быть сразу несколько причин:

● физическая: у него сбит режим сна и бодрствования. За лето ребенок мог отвыкнуть от школьного режима дня, поэтому ему сложно заставить себя рано вставать утром и вовремя засыпать вечером.

● умственная: он отвык от учебных нагрузок. Большинство детей не уделяют достаточно времени учебе и повторению ранее изученного материала на летних каникулах. По этой причине им бывает сложно собраться и настроиться на изучение школьной программы в новом учебном году.

● эмоциональная: он переживает из-за взаимоотношений со сверстниками и учителями. Три месяца летних каникул – это достаточно много в глазах ребенка. Поэтому он волнуется о том, как может измениться его общение с окружающими в стенах школы.

Каждая из этих причин существенна и заслуживает отдельного внимания. Поговорим о том, как родители могут помочь своему ребенку подготовиться к учебному году.

Адаптируем ребенка к школе заранее

В первую очередь нужно приучить ребенка вовремя ложиться спать и рано вставать. Лучше начинать менять режим сна и бодрствования за одну-две недели до начала учебы. За это время ребенок сможет адаптироваться к новому графику, и ему не так сложно будет вставать в школу по утрам. А вот к учебным нагрузкам приспособиться будет не так просто.

За лето дети отвыкают от задач по математике и от сочинений по родному языку. И хоть в первые дни учебы занятия больше направлены на повторение ранее изученного материала, этих вводных уроков недостаточно для того, чтобы ребенок полностью привык к школе. Поэтому за несколько дней до первого сентября лучше повторить вместе с ним правила по различным предметам, а также выполнить несколько заданий по каждому из них.

Важно уделить внимание и эмоциональной готовности ребенка к школе. Он может переживать из-за того, как сложатся его отношения с одноклассниками и учителями, которых он не видел все лето. Поэтому нужно постараться успокоить ребенка, попытаться напомнить ему о положительных сторонах обучения. Обсудите вместе с ним новые предметы, которые ему предстоит изучать, поговорите о кружках и секциях, на которые он хотел бы записаться. Это позволит снизить тревожность ребенка и настроить его на новые свершения в этом учебном году.

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится у первоклашек 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели. Большинство родителей и неопытные педагоги ошибочно считают, что этого периода нет. По их мнению, ребенок должен проучиться два-три дня и привыкнуть.

В результате могут возникать различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем.

Чтобы процесс адаптации к школе проходил быстрее и был не таким трудным, лучше заблаговременно помочь ребенку втянуться в учебный процесс. На что следует обратить внимание?

Режим дня. Постарайтесь хотя бы в последние 3-4 дня каникул приблизить режим дня к школьному. За 3-4 дня до окончания каникул начинайте каждый день будить и отправлять ребенка спать на 15 - 20 минут раньше. Для большинства детей важно и то, как их будят. Предложите своему ребенку подобрать любимую мелодию на мобильном телефоне, которая будет служить в качестве будильника. Просыпаться в таком случае будет чуть легче и приятней. Будет не лишним обсудить распорядок дня вместе с ребенком, учесть его пожелания и в конечном итоге организовать распорядок так, чтобы ребенок получал удовольствие от каждого прожитого дня, даже, несмотря на то, что летние каникулы остались позади.

Сон. К 6 годам большинство детей уже не спят днем, а ночной сон у них по-прежнему равен 11 часам. Десятилетний ребенок спит в среднем 10 часов, а подростки 15-17 лет по 7,5-8,5 часов. Доказано, что ученики, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими. Ни в коем случае нельзя за счет сна экономить время.

Зрение. Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение. Плохое зрение – одна из причин плохой успеваемости в школе.

Повседневные обязанности. Вернувшись домой с отдыха, организуйте день так, чтобы у школьника были и свои небольшие, но повседневные обязанности: вынести мусор, подмести пол, выгулять собаку и т.д. При этом важно не забывать про похвалу. Дайте понять ребенку, что его помощь в семье ценят.

Школьные принадлежности и одежда для школы. Покупка этих вещей – занятие, как правило, приятное и в тоже время, настраивающее на учебный лад. В поход по магазинам отправляйтесь только вместе с ребенком. Это поможет не ошибиться с размером, избежать возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах. Кроме того, это поможет сыну или дочке потихоньку привыкнуть к мысли, что скоро начнётся учебное время. Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей для школы на последний момент. Шум и сутолока в магазинах лишь увеличат школьную тревожность и утомляемость ребёнка.

Прогулки на свежем воздухе. Ребенок должен гулять на свежем воздухе. Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа. Без воздуха вообще нельзя говорить о нормальном развитии ребенка.

Правильное питание. Холин и лецитин – защитники и строители нервной системы. Продукты, богатые этими веществами - яйца, печень, рыба, молоко - считаются “пищей мозга”. Не каждый ребенок соглашается есть печень или рыбу, но большинство любят яйца и молоко. Если же ребенок невосприимчив к молоку и при этом ест мало мяса и не любит рыбу, родителям, возможно, придется покупать в аптеке добавки лецитина и холина и придумывать блюда, в которые можно было бы их добавить. Также важно, чтобы в рационе ребенка наряду с полноценной нормальной белковой пищей присутствовал такой элемент, как магний. Он содержится в орехах, семечках, какао, гречке, богаты им также рожь, овес и зародыши пшеницы, бобовые, включая арахис, печеный картофель, бананы, шпинат и другая зелень.

Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от своего школьника слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания.

И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет в школу с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.

—————

Назад


Koнтакт

sport-dlya-vseh

Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол, мкр. "Жукова", д.№36